1 7.2. Учитель-предметник, работающий в 9 или 11 классе, в течении 1 четверти выявляет учащихся «группы риска» и ставит в известность классного руководителя и администрацию школы. 7.3. Учитель должен использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. 7.4. Учитель-предметник должен регулярно и систематически опрашивать учащихся, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. 7.5. Учитель должен комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем) в корректной форме. 7.6. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. 7.7.Учитель-предметник должен определить время, за которое неуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию. 7.8.Учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных отметок (3 и более “2”) 7.9. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке. 7.10. Учитель-предметник ведет следующую документацию: - карта индивидуальной работы с неуспевающими на учебный год (приложение №1); - отчёт администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе (приложение № 2); 7.11.Учитель-предметник сдает документацию о работе с неуспевающими учащимися заместителю директора по УВР 1 раз в четверть при сдаче отчета. 8.Организация деятельности классного руководителя 8.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к педагогу-психологу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным причинам можно отнести: пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине) недостаточная домашняя подготовка низкие способности нежелание учиться недостаточная работа на уроке большой объем домашнего задания высокий уровень сложности материала другие причины 8.2. В случае если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная) Уважительными причинами считаются: а) болезнь, подтвержденная справкой врача; б) мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие; в) освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителяпредметника или классного руководителя; г) по семейным обстоятельствам (по заявлению родителей). Неуважительными причинами считаются: а) пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося; 2 б) классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случай единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет (если прогулы систематические). 8.3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к педагогу-психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей. 8.4. В случае указания учащимися или родителями на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем-предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам. 8.5. Классный руководитель может организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса. 8.6. . Классный руководитель ведет следующую документацию: - карту контроля классного руководителя за неуспевающими учащимися (приложение №4) - персональную карточку слабоуспевающего, неуспевающего, учащегося «группы риска» (приложение №3) 8.7. В случае выполнения п. 7.1.-7.5., и отсутствии положительного результата, классный руководитель сообщает о данном обучающемся администрации школы с ходатайством о проведении малого педсовета. 9. Организация деятельности ученика 9.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания. 9.2.Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке. 9.3 Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией. 10.Организация деятельности родителей 10.1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя. 10.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ. 10.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам. 10.4. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, педагогупсихологу, администрации ОУ. 10.5. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер воздействия на родителей. 11. Организация деятельности педагога-психолога 11.1. Педагог-психолог обязан провести индивидуальную беседу с учащимся с целью выявления социальных проблем. 11.2. При необходимости, совместно с классным руководителем посетить ученика на дому, составить акт обследования. 11.3. В случае обращения классного руководителя или родителей (законных представителей) по выявлению причин низкой успеваемости учащегося педагог-психолог разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости ученика. 11.4. Педагог-психолог дает рекомендации по развитию данного ребенка. 3 11.5. О результатах диагностик педагог-психолог докладывает классному руководителю и заместителю директора по УВР в виде аналитической справки. 11.6. Педагог-психолог ведет следующую документацию: - план работы с неуспевающими учащимися; - журнал регистрации бесед с неуспевающими учащимися; - индивидуальные занятия; - диагностика; 11.7. Отчет о работе с неуспевающими учащимися педагог-психолог предоставляет 1 раз в четверть заместителю директора по УВР. 12. Организация деятельности администрации школы 12.1. Администрация школы контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе с неуспевающими учащимися. 12.2 Администрация школы ведет следующую документацию: - общешкольный план работы со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска» (Приложение № 6); - общий список неуспевающих учащихся и учащихся «группы риска»; -разрабатывает систему мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по предупреждению неуспеваемости учащихся (приложение №5) 12.3. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска». 12.4. В случае неэффективности принятых мер, администрация школы организует работу малого педсовета, на который приглашается учащийся и его родители для решения дальнейшего вопроса об обучении. 12.5. Решение об оставлении неуспевающего учащегося на повторный курс обучения принимает педагогический совет по согласованию с родителями (законными представителями). 13. Контроль за соблюдением данного Положения. 13.1. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляют заместители директора школы по УВР. 4 Приложение 1 КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕУСПЕВАЮЩИМ УЧАЩИМСЯ Ф.И.О. учащегося ___________________________________________ Класс_______ Ф.И.О. учителя ______________________________ Предмет_____________________ Дополнительные занятия № Дата Время Тема занятия Итоги, результативность занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 № Дата Информирование родителей Тема Форма информирования Результат 1 2 3 4 5 6 7 8 5 Ф.И. ученика Причины Использов неуспеваемости аны виды (учитель опроса указывает самостоятельно выявленные причины) Формы ликвида ции пробело в. Срок и сдачи матер иалов Информаци я классному руководите лю (дата) Информа ция родителя м (дата) Резуль тат работы Приложение 3 Персональная карточка ученика (цы)_____класса ___________________________________________ Классный руководитель_________________________________________________ Оценки по четвертям _________________________ _________________________ (предмет) I II III IV (предмет) Год I II III IV Год Оценки по контрольным работам _________________________ _________________________ (предмет) I II III (предмет) IV I II III IV Посещение дополнительных занятий _________________________ _________________________ (предмет) Месяц сентябр ь октябр ь ноябр ь (предмет) декабр ь Месяц сентябр ь Посетил Посетил Пропусти Пропусти л л Подпись родителе й Подпись родителе й октябр ь ноябр ь декабр ь Посещение дополнительных занятий _________________________ _________________________ 6 (предмет) Месяц январь февраль (предмет) март апрель май Месяц Посетил Посетил Пропустил Пропустил Подпись родителей Подпись родителей январь февраль март апрель май Беседы с учащимся Дата Тема беседы Кто беседовал Подпись учителя Подпись учащегося Подпись учителя Подпись родителя Беседы с родителями Дата Тема беседы Кто беседовал 7 Приложение 5 Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по предупреждению неуспеваемости учащихся Профилактика неуспеваемости на уроке: 1. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. 2. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки. 3. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания. 4. Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. 5. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. 6. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал 7. Подбирать самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта, включать в содержание самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. 8. Инструктировать о порядке выполнения работы. 9. Умело оказывать помощь учащимся в работе, развивать их самостоятельность. 10. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль. 11. Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. 12. Систематически давать домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися. 13. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся. исключая Помощь неуспевающему на уроке: 1. Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски Предложения учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления. 8 2. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. 3. Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала 4. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов, раздаче наглядного материала и т.д. 5. Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. 6. Напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. 7. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления. 8. Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. 9 Анкета по выявлению причин неуспеваемости учащихся 1.Фамилия, имя, класс_________________________________________________________________ 2.По каким предметам не успеваешь?____________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 3.В чём видишь причины неуспеваемости?_______________________________________________ __________________________________________________________________________________ 4.В чём испытываешь конкретные трудности по указанному предмету (предметам)?_______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 5. К кому обращаешься за помощью, чтобы исправить ситуацию? __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 6. Кто и как тебе помогает в учебной деятельности? __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 7. Твоё отношение к школе, в которой ты учишься, к учителям? __________________________________________________________________________________ 8.Твоё отношение к учебному труду: - любишь или не любишь учиться________________________________________________________ -какие предметы нравятся______________________________________________________________ -какие не нравятся____________________________________________________________________ -читаешь ли ты дополнительную литературу, какую?_______________________________________ - читаешь ли ты худ. литературу?________________________________________________________ -сколько времени тратишь на уроки, почему столько? __________________________________________________________________________________ - с удовольствием или нет участвуешь в работе на уроке?___________________________________ - что тебе больше нравится: отвечать на уроках или слушать учителя слушать ответы учащихся отвечать письменно или устно 9.Перечисли кружки, факультативы, доп. занятия, элективные курсы, секции, которые ты посещаешь.________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 10.Перечисли свои занятия в свободное время __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 10 Рекомендации при работе со слабоуспевающими учащимися 1.При опросе слабоуспевающим детям даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр. 2.Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. 3.При опросе создаются специальные ситуации успеха. 4.Переодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. 5.В ходе проса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности. 6.В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала. 7.В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в ли в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. 8.При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников. 11 Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстранённость от мира и его боязнь). Ребёнок испытывает определённые страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но отсутствуют широкие познавательные интересы. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь, но часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим-либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки. Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей – он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза. В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучать его, т.к. для него главное, чтобы оставили его в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя». Ничего не навязывать, а приспособляться к ним. 1.Не призывать к совести, не читать морали. 2.Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т. д. Страх сопряжён с любопытством – помочь преодолеть эту стену. 3.Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности. 4.Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги. 5.Стимуляция психической активности, направленной взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий). 6.Учитывать интерес к точным наукам – математике, физике и т.д. 7.Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков. 8.Отношение к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу. 12 Рекомендации по работе с агрессивными детьми. 1.Агрессивные дети часто бывают вооружены. 2.Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении всё, на что они способны. 3.Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно. 4.В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции. 5.Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов. 6.Обсуждайте поведение только после успокоения. 7.Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их. 8.Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя…, ты расстроился, потому что… . Ты можешь переживать, не имевши права обижать других. Что нужно сделать, чтобы ты успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то своё только в дополнение сказанному. 9.Пусть за что-то отвечает в школе. 10.Перед сильными элементами раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него. 11.Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестаёт действовать и Вы будете неубедительны и бессильны. 12. «Воинственность» ребёнка можно успокоить своим спокойствием. 13.Своё плохое настроение не разряжать на нём. 14Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребёнок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом. 13 Рекомендации по работе с застенчивыми детьми Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте – ипохондрия – за своё здоровье и здоровье родных. Появляется навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду. 1.Не ставить в ситуацию неопределённости, неизвестности. 2.Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров. 3.Включать в общественные посильные дела. 4.Хвалить самостоятельность. 5.Стимулировать личную ответственность. 6.Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребёнок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребёнок должен расстаться с вами, успокоившись. 7.Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный. 8.Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребёнок выбегал из класса – это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы – дать время успокоиться. 9.Иногда можно позволить отвечать с места или письменно. Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное – ошибаться или кого-то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы. 14 Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями. 1.Игнорировать истерические реакции. 2.Предупредить класс не обращать внимание в момент истерики. 3.Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения. 4.Не стремиться угодить. 5.Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно). 6.Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки. 7.Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолимая жажда признания. 8.Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний. 9.Требует много льгот для себя. 10.Лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой. 11.Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание. 12. Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, а в рамках дозволенного. 13.Усилить систему поощрений и наказаний (наказание – неподвижностью). Такое наказание он запомнит. 14.Если ребёнок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся. 15.Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья один человек – требования всех членов единицы. 16.Ожесточить режим. Пресекать бесцельное времяпровождение. 17.Ребёнок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный. 18.Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое. 19.Чётко ориентировать в понятиях “хорошо”, “плохо”, “надо”. 20.Повышать самооценку, уверенность в себе. 15 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ Центральным механизмом регулирующим взаимоотношения личности и окружающего мира, является самооценка человека - представление человека о самом себе, образ самого себя, образ "Я» и собственное отношение к нему. Самооценка может быть как осознаваемой, так и скрытой от сознания человека, но проявляется она во всем: планах личности и способах их реализации, походке, отношении к собственному имени, одежде, характере общения с людьми, в отношениях к собственным привычкам и т.д. Каким образом это интимнейшее психологическое образование - самооценка - может влиять на особенности внимания личности? Человек с низкой самооценкой внутренне (наедине с собой) постоянно чувствует неуверенность в собственных силах. (Внешняя сторона состояний - поведение - может не совпадать с реальными переживаниями).Человек, который боится результата, еще не достигнув его, боится любых действий, плохо концентрируется на проблеме. Он в большей степени переживает, нежели рассуждает. Поэтому внимание человека в процессе деятельности - это лакмусовая бумажка его со стояния. Детям с адекватной самооценкой свойственны активность, находчивость, бодрость чувство юмора, общительность, желание идти на контакт. Они охотно учавствуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае выигрыша. Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удается. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны слушать меня». Такой ребенок порой бывает агрессивным по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидерами детской группы. А теперь несколько советов родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки. ■ Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем , что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного. ■ Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком. ■ Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его. ■ Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого. ■ Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела. ■ Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра). ■ Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсе гда. Он может изменятся. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам - все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе. 16 ХАРАКТЕРИСТИКА ученика ________________________________________________________________________ 1. Характеристика познавательной деятельности учащегося 1.1. Мотивация к учебной деятельности: сформирована; сформирована недостаточно; не сформирована. 1.2. Устойчивость внимания: высокая / средняя / низкая. 1.3. Характеристика процессов запоминания и сохранения учебного материала: быстро запоминает медленно запоминает быстро забывает медленно забывает 1.4. Трудности в усвоении учебного материала нет / есть. 1.4.1. Если есть, то какие ____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 1.5.Успешность в усвоении различных форм обучения: более успешен в письменных работах; более успешен в устных ответах; успешен в обеих формах; не успешен в обеих формах. 2. Характеристика успеваемости:( успевает/ успевает с трудом/ не успевает) 2.1. Точные дисциплины: Математика____________________________ Алгебра_________________________________ Геометрия_______________________________ 2.2. Естественно-научные дисциплины: Физика______________________________________________________ Химия______________________________________________________ Биология_____________________________________________________ География____________________________________________________ 2.3. Гуманитарные дисциплины: русский язык_____________________________________________________ литература_______________________________________________________ история__________________________________________________________ иностранный язык_________________________________________________ 2.4. Специальные дисциплины: ИЗО___________________________________________________________ Музыка________________________________________________________ 3. Характеристика личности учащегося взаимоотношения доброжелательные напряжённые враждебные со сверстниками с учителями с родственниками с матерью с отцом 3.1. Какие черты характера ученика нравятся учителю: ___________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 3.2. Какие черты характера ученика внушают опасения:_____________________________________ _____________________________________________________________________________________ 3.3. Наличие отклонений в поведении: ___________________ (есть / нет) 3.3.1. Если есть, то какие ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ 4 Сведения о семье учащегося 4.1. Семья полная / неполная. Кто из родителей отсутствует_______________ 4.2. Количество детей в семье ________________________________________ 4.3. Национальность ________________________________________________ 17 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (ПРЕДМЕТНИКА) НА УЧАЩЕГОСЯ. Ф.И. учащегося _________________________________________ класс ________________ Ф.И. преподавателя ______________________________________предмет _______________ Дата _______________________________________ Просим отметить замеченные Вами у ребёнка качества из предложенного набора и подчеркнуть нужное или отдельно указать замеченное Вами. При отсутствии наблюдений в отдельных сферах, информацию можно не представлять. Сложности в общении Особенности внимания: часто «отсутствует на уроке, не слышит вопроса кратковременный характер периодически включается стабильно удерживает внимание другое ________________________________________________ Учебная активность: пассивен; отвечает, если спрашивают, активно участвует в работе, чрезмерная активность, переключает внимание на себя, часто неправильные ответы, другое _________________________________________________ Заинтересованность в учебной деятельности: большую часть времени занимается «своими делами», возится, рисует и т. д., общается с другими, отвлекает их; переключает на себя внимание; включается в обучение на отдельных темах; постоянно активно и творчески работает с материалом урока; другое __________________________________________________ Темп деятельности: медленный; средний; быстрый; неравномерный; другое ___________________________________________________ Степень усвоения материала: усваивает не с первого раза и с трудом; сразу понимает, но для закрепления требуются дополнительные усилия; быстро входит в материал и легко формирует навык; другое _____________________________________________________ Для учителя русского языка типичные ошибки на письме __________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Оценка уровня подготовки Навыки письма: пишет медленно, с трудом; средний темп; пишет быстро и легко; почерк корявый и неровный; почерк разборчивый; почерк каллиграфический; пишет буквы слитно, не отрывая руки; пишет буквы отдельно (может быть «печатает» некоторые буквы); наличие своеобразного написания некоторых букв; другое ______________________________________________________ 18 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Вопросы Отягчающие обстоятельства в дошкольном периоде развития ребёнка: тяжёлые роды, травмы, частые заболевания. Сколько раз и чем болел Ваш ребёнок в прошлом году? (укажите конкретно)……………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………….. ………………………………………………………………………………….. Хронические заболевания, отклонения в органах зрения, слуха, дефекты речи, другие особенности (укажите конкретно) ……………………………. ………………………………………………………………………………….. ………………………………………………………………………………….. Признаки детской нервности: двигательная расторможенность (часто/иногда) заторможенность (часто/иногда) склонность к беспокойству, волнениям (часто/иногда) повышенная раздражительность (часто/иногда) непереносимость шума, духоты (часто/иногда) необоснованные страхи (часто/иногда) беспокойный сон (часто/иногда) слезливость (часто/иногда) другие признаки (укажи если есть) …………………………………… ………………………………………………………………………………. Умеет ли ребёнок быть внимательным, когда слушает чтение, смотрит телевизор? да, скорее да, чем нет, скорее нет, чем да, нет. не обращал внимание не знаю. - Хорошо ли развита у него рука? (да / нет / не очень) - Может ли рисовать, лепить? (да / нет / не очень) - Может ли рисовать, лепить, работать ножницами? (да / нет / не очень) - Может ли работать ножницами, зашивать? (да / нет / не очень) - Может ли писать печатными буквами? (да / нет / не очень) - Может ли рисовать узоры? (да / нет / не очень) - Может ли сам завязывать шнурки, застёгивать пуговицы? (да / нет / не очень) Как быстро устаёт ребёнок в процессе работы, усидчив ли? может работать долго (более 30 минут), даже если не очень нравится; может долго заниматься только тем, что нравится; 19 8. 9. 10. 11. 12. 13. даже если дело нравится, заниматься долго не может, не усидчив. - Владеет ли ребёнок навыками самообслуживания? может сам одеваться, раздеваться (да / нет / не очень) может сохранять опрятный вид (да / нет / не очень) - Приучен убирать игрушки, вещи? да; скорее да, чем, нет; скорее нет, чем да. Можно ли сказать, что он достаточно ответственный? (не забывает постоянно о поручениях, старается вовремя выполнять их) да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да. - Умеет ли ребёнок себя вести? да; скорее да, чем, нет; скорее нет, чем да. - Усвоил ли правила поведения в общественных местах? да; скорее да, чем, нет; скорее нет, чем да. - Умеет кататься: на коньках; на лыжах; на велосипеде. - Можете ли Вы назвать его ловким? да; скорее да, чем, нет; скорее нет, чем да. - Хочет ли идти в школу? да; скорее да, чем, нет; скорее нет, чем да. - Считаете ли Вы его хорошо подготовленным к школьному обучению? да; скорее да, чем, нет; скорее нет, чем да. 20 Приложение 4 Карта контроля классного руководителя за неуспевающими учащимися Ф.И.О. классного руководителя _________________________________________________ Класс________ № Ф.И. неуспевающего учащегося Проведение профилактических бесед дата подпись уч-ся Беседы с учителями-предметниками дата предмет Ф.И.О. проблема принятые учителя меры Информирование родителей дата Результат работы Форма Тема, информи- проблема рования 21 Приложение 2 Отчёт администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе Ф.И.О. учителя _________________________________________________ Ф.И. ученика Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины) Использованы виды опроса Формы ликвидации пробелов. Информация Сроки Информация классному сдачи родителям руководителю материалов (дата) (дата) Результат работы 22 Приложение 6 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ, НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ И УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА» НА ____________ УЧЕБНЫЙ ГОД Отметка о № п/п Мероприятия Сроки Форма выхода Ответственные выполнении Организационные мероприятия 1. октябрь протоколы и Зам. директора по УВР Проведение совещаний с учителямиапрель материалы Руководители МО предметниками, кл. руководителем по семинаров, подготовке к ГИА, работе со методические слабоуспевающими учащимися рекомендации 2 3. 4 5 6 ноябрь Организация семинаров для педагогов, май по организации работы со слабоуспевающими учащимися, устранению пробелов в знаниях учащихся январь Заседание мобильных групп учителей– предметников с целью корректировки действий по работе со слабоуспевающими учащимися Организация консультаций педагогав течение года психолога с родителями и учителямипредметниками по работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска» Заполнение диагностических карт (5сентябрь 10 класс) Разработка методических рекомендаций октябрь протоколы и материалы семинаров Зам. директора по УВР Руководители МО протоколы Учителя-предметники, устные беседы, консультации Зам. директора по УВР диагностические карты с 5 -10 кл. методические рекомендации Зам. директора по УВР Руководители МО Учителя-предметники Зам. директора по УВР Руководители МО 23 № п/п 7 8 1. 2. 3. 4 Мероприятия для педагогов по работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска» Диагностика педагогических затруднений и запросов учителей при подготовке к ГИА Отчет учителей - предметников, имеющих слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска» об индивидуальной работе с ними Сроки Форма выхода сентябрь февраль карта педагогических затруднений учителей 1 раз в месяц отчеты Работа с педагогами октябрь анкеты, анализ анкетирования Анкетирование учителей с целью оказания методической помощи по вопросам ГИА Методические рекомендации по внесению октябрь март корректировок в календарно-тематическое планирование учителей-предметников ОУ декабрь апрель Обсуждение на школьных МО по предметам вопроса: «Эффективные формы, методы, приемы по работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска» Консультации для педагогов: в течение - планирование уроков с учетом Ответственные Отметка о выполнении Педагог-психолог Зам. директора по УВР Учителя-предметники Зам. директора по УВР Педагог-психолог устные рекомендации Зам. директора по УВР Руководители МО протоколы МО Руководители МО журнал консультаций Зам. директора по УВР Руководители МО 24 № п/п 5 6 1 2 3 Мероприятия подготовки к ГИА; - оформление предметных уголков по подготовке к ГИА; - использование оборудования при подготовке к ГИА; - проблемные вопросы учебного предмета; Осуществление контроля за успеваемостью учащихся, связь с учителями – предметниками и родителями через дневник и индивидуальные беседы Рекомендации по составлению индивидуальных диагностических карт для слабоуспевающих, неуспевающих учащихся и учащихся «группы риска» Составление банка данных на учащихся 5-10 классов, которые имеют скопление неудовлетворительных отметок (3 и более «2») Диагностика слабоуспевающих, неуспевающих учащихся и учащихся «группы риска» (отслеживание достижений учащихся и выявление пробелов в знаниях учащихся. Ведение диагностических карт) Отработка неусвоенных тем на уроках, дополнительных занятиях, Сроки Форма выхода Ответственные Отметка о выполнении учебного года в течение года отчеты кл. руководителей Классные руководители до 20 ноября устные рекомендации Зам. директора по УВР Руководители МО Работа с учащимися в течение года банк данных Учителя-предметники октябрь апрель диагностические карты, карточки Учителя-предметники октябрь апрель график консультаций дополнительных Учителя-предметники 25 № п/п 4 5 6 Мероприятия индивидуальных консультациях Проверка использования часов школьных консультаций по предметам для ликвидации пробелов в знаниях учащихся Предоставление информации об учащихся, не посещающих консультации по предметам Беседы с учащимися, имеющими неудовлетворительные отметки по итогам четверти 7 Проведение мониторинга посещаемости учащимися занятий в школе 1 Беседы с родителями учащихся, имеющих неудовлетворительные отметки по итогам четверти 2 Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих учащихся, ознакомление под роспись с неудовлетворительными отметками за краевые тренировочно-диагностические и административные контрольные работы Подготовка информационных стендов в школе по подготовке ГИА Организация индивидуальных консультаций по определению 3 4 Сроки Форма выхода в течение года занятий беседы с учителями Зам. директора по УВР после каждой консультации отчет о посещаемости Учителя-предметники (первая и последняя недели четверти) В течение года журнал фиксации бесед Зам. директора по УВР результаты мониторинга Работа с родителями (первая и Лист ознакомления последняя недели четверти) в течение Ведомость учебного ознакомления года родителей с неуд отметками Зам. директора по УВР в течение учебного года в течение учебного года Зам.директора поУВР Учителя-предметники Кл. руководитель, социальный педагог, Информационные стенды Тетрадь консультаций Ответственные Отметка о выполнении Зам. директора по УВР Учителя-предметники Кл. руководитель 26 № п/п Мероприятия Сроки Форма выхода образовательного маршрута слабоуспевающих учащихся 1 2 3 Контроль за работой учителейпредметников по работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска» Проверка документации МО учителей гуманитарного и естественно-математического цикла по работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска» Взаимодействие всех участников образовательного процесса (классного руководителя, педагога –предметника, родителей, педагогапсихолога) при работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска» Ответственные Отметка о выполнении психолог Контроль за работой со слабоуспевающими учащимися декабрь - май приказы, справки по итогам инспектирования Зам. директора по УВР февраль -апрель приказ справка Зам. директора по УВР январь апрель приказ справка Зам. директора по УВР 27 28