Положение о портфолио обучающихся

диагностическая – позволяет проследить личностный рост обучающегося, формирование умения учиться, дает
возможность узнать особенности эмоциональной жизни обучающегося и учитывать это в общении;
контролирующая и оценивающая – оценка своих достижений в образовательной деятельности помогает ребенку
осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами
своего труда;
воспитательная – осознание в себе обучающегося, человека, ценностных ориентаций;
функция творческого развития (рейтинговая) – позволяет проявить творческие способности обучающегося и
показывает диапазон навыков и умений.
3. Порядок формирования Портфолио
3.1. Портфолио обучающегося по программе начального общего образования является одной из составляющих
«портрета» выпускника начальной школы и играет важную роль при переходе в 5 класс для определения
вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих «портрета» выпускника
основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения вектора его дальнейшего
развития и обучения.
3.3. Период составления Портфолио:
4 года (1 - 4 классы начального общего образования);
5 лет (5 - 9 классы) основного общего образования.
3.4. Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, также может сохраняться
и в электронном виде.
3.5. В формировании Портфолио обучающегося участвуют обучающиеся, родители (законные представители),
классный руководитель, педагог-психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования,
администрация общеобразовательной организации.
3.6. При оформлении Портфолио должны соблюдаться следующие требования:
систематичность и регулярность ведения Портфолио;
достоверность сведений, представленных в Портфолио;
аккуратность и эстетичность оформления;
разборчивость при ведении записей;
целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
наглядность;
сохранность Портфолио.
3.7. Процессу формирования Портфолио предшествует разъяснительная работа с обучающимися и родителями
(законными представителями) в начале обучения.
3.8. Учитель раз в четверть пополняет обязательную часть Портфолио (после контрольных работ), разъясняет
обучающемуся порядок пополнения Портфолио.
3.9. Обучающийся оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой. Имеет право включать в папку
дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Если какойлибо материал обучающийся перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из
папки, кроме результатов обязательной части.
3.10. Учет документов, входящих в Портфолио, осуществляет классный руководитель, который оказывает
помощь обучающемуся в процессе формирования Портфолио, осуществляет посредническую функцию между
обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях
пополнения Портфолио.
3.11. Родители (законные представители) оказывают помощь классному руководителю в руководстве
самостоятельной работы обучающихся по формированию и оцениванию Портфолио.
3.12. На каникулы Портфолио выдается домой для доработки и знакомства родителей (законных
представителей) с его содержанием.
3.13. Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое знакомство родителей
(законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.
4. Участники работы над Портфолио и их функциональные обязанности
4.1. Участниками работы над Портфолио являются обучающиеся, их родители (законные представители),
классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация
общеобразовательной организации.
4.2. Обязанности обучающегося:
оформлять Портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи вести аккуратно,
самостоятельно и систематически;
обучающийся имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы
оформления, отражающие его индивидуальность.
4.3. Обязанности родителей (законные представители):
помогать в оформлении Портфолио и осуществлять контроль за наполнением Портфолио.
4.4. Обязанности классного руководителя:

консультировать и помогать, сотрудничать, определять направленный поиск, обучать основам ведения
Портфолио;
организовывать учебно-воспитательную работу с обучающимися, направленную на их личностное и
профессиональное самоопределение;
осуществлять посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами
дополнительного образования;
осуществлять контроль пополнения обучающимися Портфолио;
классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов,
представленных в Портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в
итоговом документе.
4.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
организовывать проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области;
разрабатывать и внедрять систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету.
4.6. Обязанности администрации общеобразовательной организации:
заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за
деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательной
деятельности школы;
директор школы разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение
Портфолио, а также распределяет обязанности участников в образовательной деятельности, создает условия для
мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью
педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы общеобразовательной
организации.
5. Структура и содержание Портфолио обучающегося
5.1. С целью сохранения индивидуальности Портфолио каждого обучающегося как средства самовыражения
рекомендуется не ставить ребенка в строгие рамки и предлагается его примерное содержание.
Портфолио индивидуальных достижений обучающегося может включать в себя следующие разделы:
титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, образовательную
организацию, класс, контактную информацию и фото обучающегося (по желанию родителей (законных
представителей) и обучающегося);
«Мой Мир» («Мой портрет»), (личные сведения об обучающемся) (см. Приложение 1);
«Портфолио работ»;
«Портфолио достижений, документов»;
«Портфолио отзывов»;
«Разные разности» (заполняется ребенком при его желании и по его усмотрению).
5.2. Раздел «Мой Мир» («Мой портрет») может включать в себя:
личные данные обучающегося;
данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребёнка, занесённые им в Портфолио самостоятельно на
добровольной основе;
информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы
саморазвития, самосовершенствования, самопознания: результаты анкет, тестов, рекомендации по результатам
анкетирования и тестирования;
описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений;
результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению;
другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.
5.3. Раздел «Портфолио работ» включает в себя выборку детских работ – формальных и творческих,
выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых
обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы
общеобразовательной организации. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы
стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие
успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Этот раздел включает в себя:
выборки детских работ по всем учебным предметам, отражающие динамику формирования универсальных
учебных действий и динамику развития компетентностей обучающегося, исследовательские работы и рефераты
(указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);
проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно приложение в виде
фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте);
техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание,
фотографии);
работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается
продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);

занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается название
учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);
участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый
результат);
участие в конференциях, учебных семинарах, лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей
его организации и форма участия в нем обучающегося);
участие в спортивных мероприятиях (указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного
разряда);
иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.
5.4. В раздел «Портфолио достижений, документов» входят сертифицированные (документированные)
индивидуальные достижения обучающихся.
Этот раздел может включать в себя отражение результатов участия:
в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, как нетелекоммуникационных, так и
дистанционных, проектах различного уровня - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;
в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования, культурнообразовательными фондами и др;
образовательные тестирования и курсы по предметам;
в конкурсах и мероприятиях, организованными муниципальными и региональными органами управления;
в спортивных соревнованиях и др.
5.5. Совокупность данных материалов должна давать достаточно объективное, целостное и сбалансированное
представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных достижениях конкретного ученика,
его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в школе.
5.6. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с
позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального, основного, среднего
общего образования, закреплённых в федеральных государственных образовательных стандартах.
5.7. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна быть представлена только
в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу
обучающегося.
5.8. «Портфолио отзывов» может включать в себя:
систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за
процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя-предметники, классные
руководители, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательной деятельности;
характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные учителями,
родителями (законными представителями), педагогами дополнительного образования, одноклассниками,
представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);
анализ самим обучающимся своей деятельности (заключения о качестве различных работ, в которых принимал
личное участие обучающийся, рецензия на статью, проект, исследовательскую работу, благодарственные
письма).
5.9. Раздел «Разные разности» или «Всякая всячина» заполняется самим обучающимся и по его усмотрению
(фотоматериалы, презентации и т.д.).
6. Критерии оценивания Портфолио
6.1. Анализ и оценка отдельных составляющих Портфолио ведётся с позиций достижения планируемых
результатов освоения начального общего, основного общего и среднего общего образования.
6.2. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего Портфолио в целом,
либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.
6.3. Оценивать материалы Портфолио должен обучающийся с помощью взрослых (родителей (законных
представителей), учителя). Начиная со 2 класса обучающийся проводит самооценку материалов Портфолио по
качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично».
6.4. Оценка как отдельных составляющих, так и Портфолио в целом ведётся на критериальной основе.
Критерии оценки вырабатываются обучающимися и классным руководителем совместно и вкладываются в
Портфолио.
6.5. При оценке отдельных составляющих Портфолио используется уровневая система оценивания, принятая в
системе оценивания предметных результатов (традиционная система отметок по 5-балльной шкале).
Достижение базового уровня оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как
исполнение им требований стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачёт») (см. Приложение
2).
6.6. Оценка Портфолио проводится не реже 1 раза в полугодие, суммируется по каждому виду деятельности и
вносится в итоговый документ «Сводную ведомость» на каждого учащегося (см. Приложение 3).
6.7. Количественная оценка материалов Портфолио складывается из следующих обязательных составляющих:
результатов итоговой аттестации (средний балл);
результатов участия в олимпиадах;
результатов участия в научно-практических конференциях;

результатов спортивных достижений и конкурсов в рамках дополнительного образования;
результатов личностных и метапредметных достижений;
динамики развития обучающегося.
6.8. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфолио, делаются
выводы:
о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной
системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего
образования;
о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью
постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационно-смысловой,
познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
6.9. Материалы Портфолио допускают проведение независимой внешней оценки. Оценка выставляется
педагогами-экспертами (учителем данного класса, несколькими учителями других классов; возможно
привлечение представителя администрации общеобразовательной организации).
6.10. В конце учебного года классный руководитель вносит результаты оценки Портфолио обучающихся в
«Сводную итоговую ведомость класса» (см. Приложение 4). Сводные ведомости утверждаются директором,
заверяется печатью общеобразовательной организации и сдаются заместителям директора для осуществления
внутреннего мониторинга качества образования.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося в школе является нормативным локальным актом
организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается на Педагогическом Совете и
утверждаются (вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в
соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. данного Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции
предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89064465669

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти